Dark side BYOD: новые возможности и новые опасности

. . . . .

комТермин BYOD (Bring Your Own Device – «принеси свое собственное устройство») был впервые обнародован в 2004 году. Компании Intel понадобилось почти пять лет, чтобы воплотить эту идею в жизнь, и только в 2011 году усилиями Citrix, VMware и Unisys она получила достаточный импульс к дальнейшему развитию. Сегодня все крупные IT-игроки следят за происходящим на этом поприще, и больше всего их волнует организационная сторона BYOD, которая, как правило, является самой сложной при развертывании систем подобного класса.

 

Где зародилась идея доподлинно неизвестно, но, как это часто бывает, термин BYOD показался многим достаточно маркетинговым, его подхватили, переосмыслили и объяснили по-своему. Под этим сокращением понимается следующее: компания оставляет только серверную часть, а роль клиентских станций, то есть рабочих мест персонала, выполняют любые личные устройства. Идея кажется понятной и экономически привлекательной, но на самом деле дела обстоят немного иначе.

BYOD в 2013 году: уроки и реальные угрозы

Весной прошлого года был опубликован отчет Gartner, в котором было отмечено, что к 2017 году большая часть компаний реализует концепцию Bring Your Own Device и полностью откажется от покупки персональных вычислительных устройств для своих ит сотрудников. Однако Gartner ставил оценки очень осторожно: в конечном итоге, 15% компаний не смогут реализовать модель BYOD, а 40% игроков дадут своим сотрудникам свободу выбора. Тем не менее, желающие найдутся – за последние годы рост доверия к BYOD практически линеен:

 

На первый взгляд причина этого очевидна: модель работает на благо компании, позволяет ей сокращать расходы, а сотрудники получают возможность пользоваться личными устройствами, что, по идее, должно им доставлять только радость. Gartner подвергает эти тезисы сомнению. Разумеется, большая часть CIO считает BYOD решением для многих проблем, но только 22% из них смогли предоставить убедительное экономическое обоснование для внедрения данной модели. Хоть программы BYOD и позволяют работникам использовать личные устройства, это вовсе не означает, что компания не будет нести затрат, связанных с клиентской частью IT.

 

Также не стоит забывать, что служащие довольно часто ожидают компенсацию за использование в рабочих целях собственных устройств. При этом Gartner сообщает, что пока нет общепринятой практики такой компенсации в рамках метода. Только порядка 50% всех реализованных программ Bring Your Own Device предлагает своим служащим частичную компенсацию и только 2% из них возмещает затраты пользователей полностью. И наконец, чем больше личных мобильных и планшетных устройств участвует в корпоративной сети, тем больше компания должна тратить на обеспечение безопасности, управления, инструментария и лицензии на приложения. В результате у сервисной службы появляется больше работы, больше потенциальных проблем и больше беспорядка.

Да, затраты на BYOD в два-три раза меньше, чем на «казенные» мобильные устройства, но говорить о «бесплатной» системе не приходится. Отчет Gartner вызвал бурную волну обсуждений среди корпоративных пользователей, которые смогли высказать свои вполне объяснимые претензии. Большинство против перекладывания расходов, некоторые не согласны с политикой «большого брата». Вывод ко всем комментариям напрашивается сам собой: менеджеры пока не могут реализовать полноценную методику Bring Your Own Device, а их подчиненные попросту от нее отказываются.

 

Препятствия на пути Bring Your Own Device

В результате исследований и аналитики было выявлено порядка 9 наиболее возможных проблем, которые могут возникнуть в результате развертывания системы BYOD. Основные опасности следующие:

  1. Служащие терроризируют своего менеджера. Наиболее смекалистые работники при мягкости менеджмента могут использовать BYOD в своих целях. Известны случаи, когда сотрудники в буквальном смысле загоняли своих работодателей в банкротство.
  2. Нарушение законов. Во многих случаях система нарушает целый ряд законов: неприкосновенность частной жизни, защита данных и т.д.
  3. Проблема производительности. Не все пользователи восприняли BYOD как толчок к переработке: в разы увеличился трафик в социальных сетях, работники начали проводить много времени за играми.
  4. Облачные технологии. Многим работодателем пришлось внести в черный список сайтов не только социальные сети, а и облачные сервисы (Dropbox, к примеру), которые стали реальной предпосылкой для утечки информации.
  5. Скрытые затраты. За чемоданами сэкономленных денег кроются скрытые затраты: к примеру, один отчет по расходам для одного мобильного устройства может обойтись в среднем в 18 долларов (в США).
  6. Утечка информации через SMS. Сообщения не проходят через корпоративную сеть, следовательно, их невозможно отследить и предотвратить утечку ценной информации.
  7. Потеря устройства. Работники не слишком спешат сообщать своим менеджерам о потере рабочего устройства, а тем временем корпоративные данные находятся под угрозой.
  8. Права на личную жизнь. Не редки случаи, когда личная информация работника попадает в корпоративную сеть, в результате чего последний может сильно пострадать.
  9. Опасность СМИ. Это худшая вещь, которая может случиться с компанией из-за BYOD. Потеря репутации может очень сильно сказаться на прибыли. Разумеется, не только американцы умеют раздувать сенсации.

Выводы

 

Проблем у BYOD много и все они могут проявляться в той или иной форме. Очевидно одно: пока не ясно, куда движется эта программа и во что она превратится в ближайшем будущем. Как минимум, следует ожидать проблем с доверием внутри корпоративной культуры. Управленцам же можно с уверенностью дать один совет на весь 2014 год: берегитесь темной стороны BYOD!

. . . . .
Запись опубликована в .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.